Конституция США была призвана обеспечить социальный мир и порядок, справедливо защитить интересы малоимущего большинства и богатого меньшинства для обуздания «неистовства демократии»[1]. По этой причине её основополагающим принципом стал принцип разделения властей и механизм сдержек и противовесов (checks and balances). Согласно данному принципу, развивающего демократизм и предотвращающего узурпацию власти в стране, вся государственная власть должна быть разделена между тремя самостоятельными, но неразрывно связанными друг с другом ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Историю возникновения и развития теории разделения властей связывают с такими известными именами, как Джон Локк и Шарль Луи Монтескьё. Так, Джон Локк разделил власть на законодательную и исполнительную, включающую в свой состав судебную ветвь власти. Согласно Локку «все подчиняется законодательной власти», поскольку «тот выше, кто может предписывать законы»[2]. Шарль Луи Монтескьё общепризнанно считается продолжателем идеи разделения властей, выделившим судебную власть в самостоятельную.

Участники Конституционного конвента 1787 года отнюдь не ставили перед собой первостепенной задачи в виде оформления безупречной и логически последовательной конструкции разделения властей. Отцы-основатели разработали собственную американскую концепцию разделения властей.

Конституция США базируется на принципе разделения властей в его «жестком» варианте[3] Детальный анализ текста основного закона и его комментариев и толкований позволяет сделать вывод о том, что в Конституции речь идет не о «классическом разделении властей»[4]. Власть как таковая предполагается единой[5], а разграничиваются лишь властные полномочия. «Единство власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически пребывает в народе»[6].

Данная концепция отражена в торжественной формуле преамбулы: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз … торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Реализуя установления механизма сдержек и противовесов (checks and balances), Конституция США содержит разделение полномочий между органами власти, закрепленное в первых трёх статьях.

Так, «все законодательные полномочия … принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты Представителей» (ст. I, разд. 1), «исполнительная власть предоставляется Президенту» (ст. II, разд. 1), «судебная власть … предоставляется … Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может по необходимости установить и учредить» (ст. I, разд. 1, п. 1).

По мнению Мишина А.А., семантический анализ содержания данных отрывков позволяет прийти к выводу о том, что Конституция США знает только две власти. Стоит обратить внимание на то, что исполнительная и судебная «власти» предоставляются Президенту и судам соответственно, а Конгрессу принадлежат лишь законодательные «полномочия», а не законодательная «власть». Август Алексеевич полагает, что вряд ли можно отнести данную формулировку к простой случайности или редакционной погрешности и что в ней нашло свое выражение господствовавшая в то время боязнь возможной «тирании законодательной ветви власти»[7].

По замыслу отцов-основателей, идея преобразования однопалатного Конгресса Конфедерации в двухпалатный Конгресс США должно была отразить идею компромисса между двумя антагонистическими социальными группами. Палата Представителей создавалась с целью защиты интересов малоимущего большинства, а Сенат защищал интересы богатой привилегированной части населения. Палата Представителей состояла из членов, избираемых раз в два года народом отдельных штатов (ст. I, разд. 2). Сенат формировался из двух сенаторов от каждого штата, избираемых их легислатурами на шесть лет с переизбранием одной трети состава каждые два года (ст. I, разд. 3). С 8 апреля 1913 выборы в Сенат становятся прямыми (поправка XVII). Конституция США установила возрастной ценз и ценз оседлости, предъявляемых к кандидатам. Так, членом Палаты Представителей могло стать лицо, достигшее возраста 25 лет, являющееся гражданином США в течение семи лет и проживающее на территории штата, от которого избирается (ст. I, разд. 2, п. 2). Сенатором могло стать лицо, достигшее возраста 30 лет, являющееся гражданином США в течение девяти лет и проживающее на территории штата, от которого избирается (ст. I, разд. 3, п. 3). Конгресс имеет право вводить и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы, для того чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов, занимать деньги под гарантию Соединенных Штатов, регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с племенами индейцев, устанавливать единообразные правила натурализации, чеканить монету, предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов, учреждать почтовые службы и почтовые дороги, содействовать развитию науки и полезных ремесел, определять понятия и карать за совершение пиратства и преступлений, совершенных в открытом море, и преступлений против права наций и ряд других прав (ст. I, разд. 8). Деятельность Конгресса сдерживается Президентом. Так, приказы, резолюции и решения, по которым необходимо согласие Конгресса и каждый законопроект прежде чем станет законом, направляются Президенту Соединенных Штатов, который может их одобрить или отклонить посредством отлагательного вето (ст. I, разд. 7, п. 2-3).

Полномочия Президента США закреплены в Конституции в статье II. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с Вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается при тайном голосовании специально создаваемой коллегией выборщиков. Президентом США может стать лишь лицо, являющееся гражданином США по праву рождения, достигшее возраста 35 лет и проживающее в США в течение 14 лет (ст. II, разд. 1, п. 5). Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов. Однако право объявлять войну, формировать и содержать армии флот принадлежит Конгрессу (ст. I, разд. 8). Он имеет право заключать договоры, но при условии одобрения их двумя третями присутствующих на заседании сенаторов, назначает на должности и по совету и с согласия Сената вводит в должности послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда (ст. II, разд. 2). Президент, может быть отстранен от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество, либо за другие серьезные преступления и правонарушения (ст. II, разд. 4).

Судебная система США в соответствии с принятым после Конституции законом о судоустройстве 1789 года состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов и окружных судов. Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Судьи несменяемы «пока поведение их безупречно» (ст. III, разд. 1). Верховный суд является первоначальной инстанцией лишь по делам, касающимся послов, других официальных представителей и консулов, и по делам, в которых штат является одной из сторон (ст. III, разд. 2, п. 2). Разбирательство в производится в том штате, на территории которого совершено преступление, но если преступления совершены за пределами любого из штатов, разбирательство дел в суде производится в месте, определяемом Конгрессом (ст. III, разд. 2, п.3). Верховный суд США сдерживает деятельность Конгресса и Президента, осуществляя конституционный контроль над принимаемыми ими законами, постановлениями и распоряжениями. Указанные полномочия не закреплены в тексте основного закона. В 1803 году[8] Верховный суд самостоятельно наделил себя правами оценивать соответствие законодательных актов Конституции США и приостанавливать действие законов, объявляя их в случае противоречия Конституции недействительными.

В своем эссе видный деятель первой американской революции Александр Гамильтон высказался о правильности передачи данной функции судам: «толкование законов — должная и свойственная судам сфера деятельности. Конституция является и должна рассматриваться судьями как основной закон. Они должны определять её значение, как и значение любых конкретных актов, исходящих от законодательного органа. Если при этом возникают непримиримые противоречия между ними, следует отдавать предпочтение высшим обязательствам, которые и имеют силу, или, другими словами, конституцию следует ставить выше статута, намерение народа выше намерений его представителей»[9].

Итак, учредители Конституционного конвента 1787 г., разрабатывая Конституцию, положили в её основу свой собственный американский вариант разделения властей между высшими органами государственной власти – Конгресса, Президента и Верховного суда, получивший название системы сдержек и противовесов. Американская модель разделения властей в своем происхождении восходит к идеям мыслителей прошлого, однако, разработана более детально и основательно.

[1] Цит. по: Адо А.В. Новая история стран Европы и Америки. М.: Рипол Классик, 1986. С. 92.
[2] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. II. С. 79.
[3] Барбер Н.У. Разделение властей и Конституция Великобритании // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. №. 1. С. 3-17.
[4] de Secondat Montesquieu C.L. L’esprit des lois par Montesquieu. Lavigne, 1844. C. 181.
[5] Токвиль А. Демократия в Америке. Пер. с франц. Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992. С. 482.
[6] Мишин А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Litres, 2015. С. 180.
[7] Там же. С. 181.
[8] William Marbury v. James Madison, Secretary of State of the United States
[9] Гамильтон А. Федералист № 75. К народу штата Нью-Йорк // Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ. / Под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева, коммент. О.Л. Степановой. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Литера», 1994. С. 505.

Об авторе

Сергей Борха

студент факультета права НИУ ВШЭ

Оставить комментарий