Финансовое право

Соотношение публичных и частных финансов

Фото: Pixabay

Понятия публичных и частных финансов исключают друг друга, но при этом имеют подчинение общему для них родовому понятию финансов. Следовательно, они находятся в отношении соподчинения. Иное есть ошибочно или противоречит законам логики.

Для подтверждения сформулированного тезиса прежде всего необходимо определить понятия публичных и частных финансов.

В доктрине финансового права финансы не отождествляются с финансовыми ресурсами, денежными средствами; они воплощают в себе отношения по поводу аккумулирования, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Подобное понимание предопределено тем, что право как регулятор общественных отношений не может непосредственно воздействовать на деньги как объект гражданских прав, однако может регулировать общественные отношения, возникающие по поводу вовлечения денежной массы в гражданском обороте.

Финансы (по крайней мере, в рамках экономической системы отдельно взятого государства) распадаются на публичные (в РФ: государственные и муниципальные) и частные, между которыми «существует фундаментальное различие, разводящее их по разные стороны правовой системы»[1].

Каковы данные различия?

Во-первых, публичные финансы регулируются нормами отраслей публичного права, частные финансы регулируются правом частным.

Во-вторых, состояние частных финансов зависит от сложившейся ситуации на рынке, подчинено его законам, в то время как состояние публичных финансов главным образом зависит от результативности действий органов публичной власти в этом направлении, оставаясь связанным с рыночными детерминантами.

В-третьих, публичные финансы аккумулируются посредством государственного принуждения. Частные финансы мобилизуются иными инструментами, отличными от принуждения, а потому риск дефолта обязательств физических и юридических лиц, как правило, выше аналогичного риска публично-правовых образований.

В-четвертых, частные финансы ориентированы преимущественно на получение прибыли. Получение прибыли не является целью публичных финансов, выступающих «средства[ми] осуществления так называемого общего интереса»[2]. Если в результате использования публичных финансов образуется профицит, то он не может выступать показателем эффективности использования публичных финансовых ресурсов. Денежный излишек должен быть использован для удовлетворения социально-полезных потребностей населения путем увеличения государственных расходов или уменьшения доходов, например, посредством уменьшения налогового бремени. Дефицит денежных средств, напротив, характерен в большей степени для публичных финансов, поскольку государство способно найти источники его покрытия. Гражданин или организация не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность на основе хронического займа.

В-пятых, планирование частных финансов опосредовано доходом от использования денежных ресурсов. Планирование публичных финансов опосредствуется расходами: сперва составляется круг статей расходов для удовлетворения наиболее важных или иных потребностей населения, затем анализируются существующие источники доходов, их адаптация, при их нехватке государство рассматривает источники финансирования дефицита бюджета.

Несмотря на наличие существенных различий, будучи объединенными одним родовым понятием, частные и публичные финансы не лишены общих черт. Так, финансы в материальном аспекте имеют преимущественно денежную форму. В обеих сферах возникают схожие проблемы: ограниченность расходов, организация контроля[3].

Кроме того, при принятии решений в сфере публичных финансов нельзя не учитывать как частные, так и публичные интересы, поскольку частный капитал оказывает влияние на государственную финансовую политику.  Так, замирание деловой активности влечет сокращение налоговой базы, что, в свою очередь, уменьшает публичные доходы. В связи с этим грамотная финансовая политика должна учитывать интересы государства и частного предпринимательства[4].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод, что понятия публичных и частных финансов находятся в отношении соподчинения.  Взаимоисключаемость понятий предопределена фундаментальными различиями: целеполаганием, регулируемостью различными отраслями права, степенью корреляции между состоянием финансов и ситуацией на рынке, возможностью использования принуждения при аккумулировании финансовых ресурсов.

[1] Козырин А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. С. 3 (здесь и далее страницы приведены по: http://www.kozyrin.ru/userfiles/documents/frag26.pdf)
[2] Там же. С. 4.
[3] См.: там же. С. 3.
[4] См.: там же. С. 7.

Об авторе

Сергей Борха

студент факультета права НИУ ВШЭ